logo 1

Методическая работа

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.


Конфуций

Эссе.
Методический семинар "Формирование у студентов положительных установок на здоровый образ жизни".
Методический семинар "Организация самостоятельной работы на уроках ОБЖ и БЖ".

Эссе:

Я родился в семье крестьян. Мои родители, добрые, порядочные люди. Но взгляды на жизнь, ее ценности и приоритеты, у них особенные, довольно консервативные, впрочем, как у всех крестьян. Огромное домашнее хозяйство, работа в колхозе, (а они были передовиками в работе), требовали больших физических усилий и много времени, которого остро не хватало. Поэтому с раннего детства приходилось им во всем помогать. Позже это позволило стать ответственным и исполнительным, потому что отцовский контроль витал в воздухе, а редкие, скупые похвалы буквально окрыляли, заставляя работать еще лучше. Зимой свободного времени было больше и, по словам мамы, в пять лет, с помощью старшей сестры и географической карты, висевшей на стене, я научился читать. Примерно с шестого класса читал запоем, бессистемно, все подряд. Благо, родители не мешали, справедливо считая, что это ребенку не навредит. Я был романтиком, героем-разведчиком, путешественником… Кем только не был. Но именно в это время я безнадежно влюбился в Россию-матушку, ее бескрайние просторы, великий народ и богатую историю. Произведения М.А. Шолохова, И.С. Тургенева, В.В. Астафьева, В.Г. Распутина, рассказы А. П. Чехова, М. А. Булгакова стали любимыми. Позже, их перечитывал неоднократно, всегда открывая для себя что-то новое. Примерно в том - же возрасте, на заработанные в осенний период, на сельхоз работах деньги, выписывал газеты и журналы. На сорок-пятьдесят рублей газет, журналов приходило много. Папа частенько говорил маме: "У всех дети, как дети, только наш тратит деньги на газеты". А в слякоть, морозную погоду, когда почта из райцентра прибывала один, два раза в неделю, требовал, чтобы я сам заходил на почту и забирал прессу. Однажды я забыл это сделать и меня отправили "за бумагой", как выражался отец. Почта и школа были почти в двух километрах от дома. Потом стало понятно, что таким образом, родители прививают мне уважение к чужому труду, людям. Частенько зачитывался до утра, совершенно не чувствуя усталости. Уверен, что формированию патриотизма, гуманизма, критического мышления, поспособствовало чтение. Школу я полюбил. Учеба давалась легко, за исключением языковых дисциплин, (русский язык - не в счет!). Родители меня не контролировали. Но в этом не было особой необходимости. Меня учили замечательные, исключительно талантливые педагоги. Никогда не забуду Аллу Петровну Гречину, Татьяну Алексеевну Муравьеву, Алексея Федоровича Гебоса, Зинаиду Ивановну Волошину и многих других учителей моейродной школы. Высокая образованность, сочеталась с честностью, добротой требовательностью, умением выслушать, подсказать. Это были самые искренние и трудолюбивые, ответственные и добрые, интересные и удивительные люди. Всегда хотелось быть похожим на них. По окончании школы принял решение стать учителем: "Настоящим, чтобы в пример ставили". Отслужив в армии, поступил в педагогический университет. Там и услышал от преподавателя педагогики: "Миленькие! Чтобы знать педагогику на четверку, надо прочесть и выучить вагоны книг". С тех пор стараюсь почерпнуть что-то новое. "Я знаю, что ничего не знаю",- сказал Сократ. И мне всегда хочется узнать, изучить что – то новое, нужное и интересное. Трудно определить объем моих познаний в педагогике, но книги А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского являются настольными.

Придя в профессию, размышляю о современном состоянии российской системы образования. Перспективы развития родной страны, да и всей планеты, во многом зависят от преемственности в нашем образовании. Сумеем ли мы сохранить лучшее, что наработано советской педагогической школой, развив его, адаптировав в образовательных учреждениях инновационные методы и формы в обучении? Мы часто смотрим в будущее, не оглядываясь назад. Реформы жизненно необходимы. Шагнув в двадцать первый век, общество столкнулось с многочисленными вызовами. Кризис в экономике и санкции западных стран, стремление политически изолировать Россию, США и его союзниками, делают реформы и инновационный подход во всех сферах жизни актуальным, крайне необходимым. Все усугубляется глобальным кризисом, который охватывает все сферы человеческого бытия. Он как ржавчина разъедает и разрушает десятилетиями выстраиваемые экономические и политические отношения. Все меньше на планете нетронутых участков земной поверхности. Радиоактивные, промышленные отходы, гербициды и химикаты делают жизненное пространство земли все больше похожим на свалку и, конечно, менее пригодным для жизни. Глобальные информационные системы, средства массовой информации заметно ускорили получение любой информации, упростили ее обмен, но значительно усилилась их идеологическая зависимость. Очень часто глобальные информационные системы используются во зло, разрушая нравственный уклад жизни многих наций и народностей. Пытливый и ищущий ум молодых людей порабощается в корыстных целях, часто преступных. Новые технологии и инновации должны способствовать развитию культурного прогресса, а не сеять семена религиозного, национального экстремизма, шовинизма. Духовное начало развивает и углубляет нравственность, делает человеческие отношения, основанные на гуманных принципах, приоритетными. Добрый и порядочный человек никогда не станет рабом созданных им вещей. Грань приемлемого и допустимого определяется нравственным стержнем любого гражданина своей Отчизны. Для нашей родины, весь 20 век - век тяжелых испытаний. Это не могло не отразиться на состоянии образования. В условиях формирующего многополярного мира, в эпоху глобализации и острой конкуренции во всех сферах мирового хозяйства, всё большая роль отводится развитию интеллектуального потенциала. Вызовы времени диктуют новые условия развития национальных экономик, необходимость правильного выбора стратегии и тактики национального развития. Становится очевидным, что преобразования и нововведения, жизненно необходимы. Усиливается приоритет глубоких реформ в различных областях общественного развития, в том числе, в образовании. Модернизация российского образования ставит перед ним вопрос: каким ему быть? Думается, что первостепенное внимание должно быть направлено не на изменения "внешней вывески", а на сохранение ядра образования, его важнейших основ, сути. "Не растекаться по древу должна мысль учеников, а учиться собираться, концентрироваться, быть целостной, сильной, ясной и чистой". Основное в обучении традиционно и незыблемо: вечные ценности и преемственность поколений, традиций предков – это то, что никогда устареет, это априори является залогом светлого будущего любого народа. Остальные знания, группируясь вокруг этого ядра, складываются в стройную и гармоничную систему. В головах детей, студентов не будет диссонанса и сумятицы.

Двадцать первый век меняет образование. Активно используются современные технологии, вводится дистанционное обучение, применяются электронные учебники, образовательные порталы. Несомненно, развитие новейших информационных технологий и систем ведет к качественным переменам самого характера образования. Оно меняет свое лицо, свой тип. В нынешнем информационном море ученик, как никогда прежде, нуждается в опытном лоцмане. И таким лоцманом является современный учитель. Луций Анней Сенека говорил: "Уча других, мы учимся сами". На самом деле, новое время толкает нас на овладение новыми технологиями, ведь учитель должен быть эталоном. Я не боюсь признать, что я чего-то не знаю и не умею, но это незнание заставляет меня учиться, искать, заниматься самообразованием. В наш век глобальной компьютеризации, невозможно не использовать информационные технологии на уроках.Они дают возможность не только ярче, красочнее раскрыть новые темы, но и облегчить студентам работу над изучаемым материалом, разнообразить ее. И я научился пользоваться компьютером, использовать интернет-ресурсы для оптимизации образовательного процесса.

Уверен, "что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение" в мир нового и интересного. Современные студенты достаточно развиты в различных областях. Поэтому считаю, что необходимо использование личностно-ориентированного образования. Каждый студент – личность, личность индивидуальная, во многом неповторимая. А мой долг – научить творчески подойти к любой проблеме, осмыслить ее, исследовать, проанализировать и сделать выводы, адаптировавшись к любым обстоятельствам в новых непростых социальных условиях.

Немаловажно в работе со студентами является умение дать им свободу выбора, научить быть самостоятельными и творчески подходить к любому делу. Я испытываю истинное чувство удовлетворения, когда предлагаю студентам новые формы, приемы, нестандартные задания, ситуационные задачи, тренинги, которые дают положительный эффект. Так приятно гордиться своими обучающимися, которые, одерживая над собой маленькие победы, закладывают фундамент будущих достижений и успехов, когда легко осваивают сложный материал, когда творят и умеют исправлять собственные ошибки.

Технология сотрудничества – одна из важнейших педагогических технологий. Ведь главное в нашей работе – ученик, и отношения студента и преподавателя должны быть бесконфликтными, основанными на принципах демократии, равенства и партнерства. Когда студент и преподаватель по-настоящему вместе занимаются делом, они становятся не просто партнерами, а входят в резонанс и "звучат" уже совершенно по-другому. Не навязывая обучающемуся единственно верное решение той или иной ситуации, даю возможность креативно решить ее самостоятельно. Всегда нахожу время для того, кто нуждается в помощи. Важно помнить, что на уроках мы учим не только истории, философии, русскому языку, географии и ОБЖ, но и справедливости, уважению к окружающим, великодушию, терпимости и многим другим, необходимым в жизни моральным качествам. А как этому научить? Твердо убежден, что только личным примером, ненавязчиво, в самых разных и необычных повседневных ситуациях. Моим девизом в воспитательной работе служат слова Конфуция: "Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание". Воспитание является определяющей составляющей моей профессии. Одна из наиболее важных задач, которые я ставлю перед собой в воспитании – это выстраивание системы, способной формировать нравственную личность, составляющими которой станут честь, гуманность, свобода, ответственность, патриотизм, любовь, вера, надежда, творчество, неравнодушие, отзывчивость, толерантность. Важно научить студента принимать людей такими, какие они есть, следуя "золотому" правилу: совершая действие по отношению к кому-либо – поставь себя на его место. Максимально незаметно помогаю исправлять недостатки, учу терпимости к ошибкам других. Плохо, когда ошибку совершаешь, страшно - если ее не исправляешь. Стараюсь своим отношение к профессии воспитывать у студентов ответственность за свои поступки. Наша личная свобода, процветание и благополучие напрямую зависят от ответственности. Зигмунд Фрейд писал: "Большинство людей в действительности не хотят свободы потому, что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит ". Изменив ментальность, мы сможем изменить потребительский менталитет ученика на позицию активного гражданина, отвечающего за себя, своих друзей, родных и близких. Этому способствуют встречи с ветеранами боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе, участниками Великой Отечественной Войны и тружениками тыла, волонтерское движение, направленное на поддержку пожилых людей и сверстников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Двадцать шесть лет я работаю в системе образования. Это годы постоянного самообразования, поиска истины, бессонных ночей, иногда разочарований. Но чаще это минуты, часы радости, которые сделали мою жизнь полной и насыщенной незабываемыми мгновениями. Сегодня, я уверенный в своих силах опытный преподаватель, жадный до педагогических открытий, понимающий, что нужно многое сделать: разрабатывать и совершенствовать программы и методические материалы, изучать новую технику, читать самую разнообразную литературу. Меня не пугают разнообразие точек зрения и позиций в воспитании и обучении. Главное, выбрать необходимое, что будет способствовать формированию личности обучаемых. Я учусь. Мне необходимо учиться, чтобы постоянно, непрерывно самосовершенствоваться! Я хочу, чтобы нравилось учиться моим студентам и делаю все для этого. Преподаватель всегда пример в быту и жизни ученика. Образованность, эрудированность, интеллигентность и воспитанность выгодно отличают учителя от других. В обучающихся вижу настоящих людей, будущих замечательных специалистов, всесторонне развитых, готовых непрерывно самосовершенствоваться. Учу их необходимым вещам, когда каждый студент должен проникнуться мыслью, что "самое важное для него в жизни дело - то, которое он делает сейчас, время - тот момент, в котором он живет". А сам знаю и помню, что важнее студента на моей работе ничего нет. Судьба каждого, мне небезразлична.

Символом стойких убеждений человека является вера. Она дает силы, формирует лучшие качества. Во что я верю? Верю в студентов, в их талант, способности. Мне надо помочь им раскрыться, показать себя, свои настоящие истинные возможности. Моя главная цель, как педагога: почувствовать, заметить, разглядеть то, что не видят другие, не пропустив в обучающемся все лучшее, что в нем есть, способствуя саморазвитию через раскрытие творческого потенциала.

Я верю моим коллегам. Судьба дарит счастливое мгновение радости, общения и познания нового, с профессионалами своего дела: Евгением Сергеевичем Богдановым, Нелли Семеновной Вощенковой, Еленой Ивановной Девятериковой, Еленой Георгиевной Ефименко, Надеждой Ильиничной Лагутиной и многими другими.

Я верю себе! Потому что твердо усвоил за эти годы, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический упорный, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Я не привык роптать на свою судьбу, ведь я выбрал профессию - "Учитель!", потому что это мое призвание нести свет и радость.

 

 

Методический семинар
"Формирование у студентов положительных установок на здоровый образ жизни"

В России сложная социально-демографическая ситуация. Естественный прирост населения крайне низкий. А главное богатство страны – не природные ресурсы и отрасли промышленности, сельского хозяйства, а люди. Они хранители традиций, созидатели материальных ценностей. Народ обеспечивает процветание и существование государства. В контексте демографических проблем очень важно сохранить и сберечь то, что имеем. Поэтому проблема сохранения здоровья россиян имеет приоритетный характер. Критерии здоровья включают в себя "отсутствие заболеваний, духовное, умственное и социальное благополучие, способность адаптироваться к изменениям окружающей среды, полноценно учиться и трудиться, общаться с людьми", а также ответственное поведение и социальное благополучие. Основную роль в сохранении здоровья играет культура поведения, отсутствие которой повышает риск заболеваний, увеличивая вероятность смерти в разы. Факторы риска, вызывающие заболевания и повышающие смертность, – это курение, алкоголь, наркотики, гиподинамия. В качестве приоритетной задачи охраны здоровья в Российской Федерации выдвигается изменение поведения населения. Особую тревогу вызывает рост социально-обусловленных заболеваний у подростков. Вредные привычки стали массовым явлением среди молодых людей. По данным Министерства здравоохранения РФ, за последние годы акселерация превратилась в ротордацию, у более 10 процентов школьников наблюдаются неврозы и психозы. Подростки страдают либо избытком веса, либо его нехваткой. Удручающая статистика по употреблению ПАВ. На сто тысяч жителей в мире приходится 158 наркоманов, в России – 252. Только в Калужской области проблема наркомании затрагивает около 50 тысяч жителей. Наркозависимых в нашем регионе около 10 тысяч человек, хотя, по данным специалистов, реальные цифры в 2-5 раз выше официальной статистики. Наркомания в стране продолжает "молодеть". Статистика утверждает, что более 60 процентов наркоманов – люди в возрасте 18-30 лет, и почти 20 процентов – школьники. Средний возраст приобщения к употреблению ПАВ составляет 15-17 лет. Участились случаи употребления курительных смесей и дешевых синтетических наркотиков. Вследствие этого возрастает ответственность общества и, прежде всего, педагогического сообщества за судьбы молодого поколения, за будущее страны. Исследования показывают, что предпосылки поведения, связанного с рисками здоровья, формируется до 18 лет. Главная цель модернизации российского образования - обеспечение его качества. Качество включает в себя такие критерии, как обученность, здоровье, социальное благополучие и защищенность обучающихся. Важнейшее направление работы в образовательной среде – это сохранение и приумножение здоровья подрастающего поколения. С этой целью необходимо проводить работу, направленную на формирование положительных установок на здоровый образ жизни. Особая роль отводится общеобразовательным учреждениям.

Цель методического семинара: Мотивировать педагогическую общественность к работе по формированию ключевых и профессиональных компетенций у студентов по здоровому образу жизни.

Задачи:

- распространить педагогический опыт по формированию у студентов положительных установок на здоровый образ жизни;
-показать систему работы по формированию здорового образа жизни на уроке и во внеурочной деятельности;
-представить инновационные технологии в формировании ключевых и профессиональных компетенций студентов.

Учитывая, что колледж является образовательным учреждением, где готовят будущих специалистов в системе образования и производства, тема сохранения и приумножения здоровья особенно актуальна. Формирование активной позиции студентов, направленное на здоровый образ жизни, реализую, используя метод проектной деятельности. Проектная деятельность направлена не только на сотрудничество педагога и обучающегося, но и на развитие творческих способностей, формирование профессиональных знаний, навыков и умений. Именно в этой деятельности в полной мере проявляются самостоятельность студента и способность творить. Встраивание проектной деятельности в образовательный процесс осуществляется по схеме: урок – самостоятельная работа – внеурочная деятельность, что позволяет сформировать у студентов положительные установки на здоровый образ жизни.

Проект "Иду навстречу себе" , реализованный в 2014-2015 года с обучающимися групп: В-11, У-11, МЦ-11, МЭ-11 позволил решить поставленную цель. На первом этапе мы провели анкетирование обучающихся "Что я знаю о вреде курения?", "Семь вопросов о твоем отношении к наркотикам?" Обучающиеся согласились на тестирование, выявляющее зависимость от алкоголя и наркотиков и предрасположенность подростка к употреблению ПАВ.
Учебный курс "ОБЖ" предполагает выработку у обучающихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих.
Исследовательская деятельность студентов, проведенная с использованием метода проектов стала ведущей на уроке. В рамках проекта обучающиеся выполнили исследования "Мир звуков, линий и цветов против мира грязи и наркотиков", "Толерантное отстаивание своего мнения", "Все познается в сравнении", "Мое будущее в моих руках", "Здоровье нации в моих руках".
Нетрадиционные уроки усиливают мотивацию студентов в познавательной деятельности. На таких уроках, как урок открытых мыслей, урок-провокация, урок-тренинг, урок-дебаты, обучающиеся значительно активизируются, смело высказываются и отстаивают свою точку зрения, вносят предложения по изменению ситуации в рамках обсуждаемой проблемы.

На уроках использую методы, которые, на мой взгляд, повышают качество обучения и делают занятия интересными.

- объяснительно-иллюстративный метод: таблицы, презентации, фильмы, различные схемы;
- применяю репродуктивный метод: задания по алгоритму.
- эвристический метод: создание проблемных ситуаций, способствующих креативности урока, возникновению дискусии;проведение уроков-диспутов повышает интерес обучающихся к урокам;
- исследовательский метод: предлагаю студентам исследовательские задачи, самостоятельный поиск в их решении. Консультирую ход решения, выполнения заданий.

Использую следующие формы организации работы на уроках: групповую работу, в парах постоянного и переменного составов, фронтальную форму. Индивидуальную работу практикую в целях включения обучающихся в самостоятельную работу студентов.
Доступное изложение материала, связь обучения с жизнью, последовательность, научность и воспитательный потенциал считаю главными принципами обучения.

Обучение – тяжелый, повседневный труд. Поэтому роль здоровьесберегающих технологий на занятиях является ведущей. В своей работе использую следующие компоненты здоровьесберегающих технологий:

- гносеологический – приобретение необходимых знаний, умений с методиками по оздоровлению и укреплению здоровья через такие формы работы, как проведение деятельностных игр, решение ситуационных задач;
- физкультурно-оздоровительный компонент позволяет овладеть способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности;
- экологический компонент позволяет формировать умения и навыки адаптации к изменчивым экологическим факторам.

При использовании технических средств обучения придерживаюсь гигиенических норм, рекомендаций, направленных на обеспечение безопасных условий обучения. Провожу физкульт-минутки.

Материально-технические средства позволяют использовать в обучении ИКТ, УМК, КОСы, учебные программы, учебный электронный курс. Всё это обучающиеся находят в кабинете "ОБЖ", на личной странице преподавателя на сайте колледжа.

Проект "Иду навстречу себе" позволил включить студентов во внеаудиторную самостоятельную работу. Подготовка к групповой выставке "Умелые руки не знают скуки", дискуссии по фильму "Жизнь без ломки", написание мини-сочинений "Курить, употреблять алкоголь и наркотики или нет?" "Социальное "дно" - что это?" "Насилие в семье и колледже: как избежать?" "Современная молодежь: надежда и опора или потерянное поколение?" позволили студентам выйти на более высокий уровень: принять участие в колледжных конкурсах и конференциях. Авторское методическое пособие для студентов "Организация самостоятельной работы на уроках ОБЖ и во внеурочное время" помогло обучающимся качественно выполнить мини-проекты.

Проект расширил границы участников его реализации. Внеурочные спортивно-массовые мероприятия проекта "Здоровье-сила", командная игра-соревнование "Сильные, ловкие, смелые", Веселые старты: "Бегом от вредных привычек, волейбольный турнир: "Движение - есть жизнь", экологический десант: "Природе - защиту молодых!" дали возможность включить в учебно-воспитательный процесс родителей и преподавателей колледжа. Партнерские отношения способствовали решению проблем, касающихся предупреждения аморального поведения студентов, формированию у них позитивного отношения к здоровью.

Мероприятия с родителями и предствителями общественности носили характер не только профилактической работы, но и формировали компетенцию общения и понимания всех участников проекта. Система социально-педагогических и спортивных мероприятий, направленных на формирование активного сознания, высокой нравственности и духовности, индивидуального образа жизни, – одно из главных направлений в работе.

Метод проектной деятельности помог студентам глубже освоить учебные знания, умения и навыки. За счет качества самостоятельной работы успеваемость по учебной дисциплине повысилась. После реализации краткосрочного проекта: "Организация самостоятельной работы на уроках ОБЖ" студенты всё активнее участвуют в разработке исследовательских проектов на муниципальном уровне. Проект студентов колледжа "Правила безопасного поведения на воде", конкурс "Летняя практика ошибок 2015", занял первое место по Центральному Федеральному округу. В 2015-2016 г.г. призовые места по Калужской области заняли проекты: "Профилактика наркомании в образовательной среде" (первое место), в 12-Всероссийской акции: "Спорт – альтернатива пагубным привычкам", в региональном конкурсе, проект "Физическая культура и спорт, как компонент здорового образа жизни", поделил второе и третье места. Возрастает количество студентов, участвующих в спортивных соревнованиях. Массовость спортивных акций и мероприятий увеличилась с 65 процентов в 2014 году до 73 процентов в 2015году. Студенты принимают активное участие в проектной деятельности. Это не может не радовать.

Реализация проекта при интеграции обучающихся в различные виды деятельности позволила решить следующие задачи:

учебные: расширился кругозор теоретических и практических знаний режима и правильно выстроенной организации своего досуга и занятости; сформировалась потребность и желание вести здоровый образ жизни; студенты осознали, что понятия "вредные привычки" и "здоровье" – взаимосвязаны;

развивающие: увеличился процент студентов, принимающих активное участие в различных видах деятельности, у обучающихся сформировались навыки толерантного взаимодействия с людьми;

воспитательные: улучшились взаимоотношения обучающихся, отмечается проявление чувства сопереживания к близким и окружающим людям, ответственности за свои слова и поступки.

Работа по формированию здорового образа жизни позволила сформировать у обучающихся следующие компетенции:

информационную: умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

компетенцию оценивания рисков и приобретения навыков сопротивления давлению: студенты научились способам распознания, избегания или преодоления ситуаций, в которых вероятность давления сверстников, предлагающих закурить, распить алкогольные напитки, попробовать наркотики, довольно высока;

коммуникативную: студенты научились работать в коллективе и команде, взаимодействовать при обучении, решать проблемы;

здорового образа жизни: студенты научились делать самостоятельный выбор в пользу мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физического развития;

осуществления профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья: студенты научились позитивному отношению к своему здоровью.

Позитивный настрой преподавателя заключается и в том, что всё больше студентов воспринимает ЗОЖ как одну из главных ценностей в жизни. Важно, чтобы вера переросла в уверенность в том, что будущие поколения будут лучше нас, будут здоровыми и достойными звания гражданина России.


Скачать "Методический семинар" в формате MS PowerPoint

 

 

Методический семинар
"Организация самостоятельной работы на уроках ОБЖ и БЖ"

 

Современные ФГОС при подготовке специалистов ориентируют учебные заведения на расширении роли самостоятельной работы. Практика подтверждает, что учебные занятия, как бы хорошо они ни проводились, не могут обеспечить требуемого качества обучения. Все более возрастает роль активной самостоятельной познавательной деятельности студентов. Но, к сожалению, обучающиеся не умеют эффективно работать самостоятельно. Не знают, как выбрать главное в тексте, определить цель и способы ее достижения, сделать выводы. Не научены копить и обобщать услышанную информацию, делать записи, схемы, таблицы.

Чтобы решить указанные проблемы автором был разработан проект: "Организация самостоятельной работы на уроках ОБЖ и БЖ", который предусматривает определенные изменения в учебной, научно-методической и материальной базах, призванные улучшить качество преподавания.

Для реализации проекта привлекались родители, потому что роль семьи в формировании личности ребенка все более возрастает. На родительском собрании родителям подробно изложили цель проекта, его задачи и предполагаемые результаты. С некоторыми из них проводилась индивидуальная работа, необходимая для привлечения обучающихся в работе проекта, который предполагал более полную реализацию потенциала студентов.

Многое зависит от готовности студентов к совместным действиям с преподавателями. Приобретенные навыки и умения в обучении, позволили обучающимся не только более активно включиться в образовательный процесс, но и уверенно себя чувствовать в проектной деятельности, написании курсовых работ и т.д. Средний бал в 2013-2014 учебном году по "ОБЖ" составил 4,1 бала, а в 2014-2015-4,3 бала. По учебной дисциплине "БЖ" - в 2013-14 учебном году 4.05. а в 2014-15-4.3 бала. Студенты активно участвовали в научно-практической конференции "Горизонты науки", проводимой в ГБПОУ КО "КГТК" в 2015 году, проводимой ежегодно в марте месяце (годом ранее активность была значительно ниже). Обучающаяся колледжа Ивашина Яна заняла первое место на ежегодной Всероссийской Олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности в номинации "Профилактика наркомании в образовательной среде" в областном отборочном конкурсе.

Улучшение качества самостоятельной работы как самообразовательного процесса, зависит также от основных и дополнительных источников обеспечения учебного процесса. Выбор учебной, научно-популярной литературы, ИКТ позволяет в полной мере использовать дифференцированный подход в обучении.

Цели и задачи проекта условно можно разделить на несколько этапов:

- анализ и обновление методической литературы по организации самостоятельной работы на уроках;
- ознакомление обучающихся с различными видами самостоятельной работы;
- формирование умения планировать самостоятельную работу;
- подготовка методических рекомендаций, способствующих высокой умственной работоспособности студента во время самостоятельной работы;
- обеспечение кабинета необходимой материально-технической базой, учебной, методической и научно-популярной литературой, УМК, комплектом оценочных средств.

Участниками проекта стали: студенты первого курса нашего колледжа, кураторы групп, родители обучающихся, педагоги колледжа, преподающие на первом курсе. Преподаватели ГБПОУ КО "КГТК" давали рекомендации обучающимся на всех этапах реализации проекта, которые позволили повысить качество самостоятельной работы. Для этого проводился сравнительный анализ входного контроля проверки знаний, текущих контрольных работ, итогов первого полугодия и всего учебного года. Динамика результатов оказалась положительная.

Проект предназначен для обучения студентов методам и технологиям самостоятельной работы, что способствует более высокому уровню обучения.

Алгоритм разработки материала для самостоятельной работы обучающихся, исходя из современных требований, включает четыре блока: информационно-поисковый, справочно-консультативный, практико-ориентировочный, контрольно-оценочный.

Для успешной реализации проекта была создана информационная обучающая среда, включающая учебную, научную, научно-познавательную, методическую литературу, УМК, оценочные средства, журналы по ОБЖ и ПБ, таблицы, схемы, а также возможность использования интернет-ресурсов, брошюр и раздаточного материала. Это позволило использовать современный подход в процессе обучения и широко применять активные методы обучения, наиболее полно использовать возможности обучающихся.

Была создана картотека имеющихся средств информационной среды, которыми обучающиеся могли воспользоваться как на лекциях, так и во время самостоятельной работы во внеурочное время.

Студенты знакомились на семинарских занятиях с различными видами самостоятельных работ:
Репродуктивная (самостоятельное прочтение, пересказ, конспектирование учебной литературы и т.д.);
самостоятельная работа, проведенная на первом этапе, на втором этапе сменилась поисково-познавательной (подготовка сообщений, написание рефератов, курсовых работ, подготовка презентаций, выступления на семинарах и т.д.);
Третий, заключительный этап-творческая самостоятельная работа, который предполагает написание рефератов, участие в исследовательской работе, подготовке дипломных работ).

Перенимая опыт по организации самостоятельной работы студентов других учебных заведений, автор проекта получил возможность разнообразить пути преодоления трудностей в самостоятельной работе обучающихся колледжа. Благодаря этому, у них сформировалось умение планировать самостоятельную работу на практических занятиях. После 4-5 занятий, многие студенты самостоятельно составляют алгоритм ведения лабораторных и практических работ, что значительно повышает эффективность в обучении.

Основные положения и направления дидактического проекта, определяли его стратегические цели и механизмы реализации. Обучающие были ознакомлены с целями и задачами дидактического проекта, а родителям были даны рекомендации, позволяющие повысить уровень качества контроля выполнения самостоятельной работы.

Для эффективности проекта и подведения промежуточных результатов проводились тренинги и семинары, направленные на достижении следующих целей: умение эффективно использовать время, выделенное на самостоятельную работу, умение создать и грамотно использовать условия труда и отдыха, проявлять заботу о своем здоровье и всестороннем развитии.

На этих тренингах и семинарах обучающиеся ознакомились и изучили способы, способные значительно повысить качество самостоятельной работы. Для подведения итогов дидактического проекта, его подробного анализа на основе статистических данных, привлекались все участники проекта. В целом, информационные, кадровые и технические ресурсы соответствовали уровню поставленных задач дидактического проекта, позволяли наиболее полно реализовать способности обучающихся, но регулярно содержательно дополнялись. Семинарские занятия и тренинги проводились со студентами один раз в неделю.

Тренинги и семинары могли повторяться, если преподаватель видел в этом необходимость или студенты обращались с просьбой их повторить. Вот некоторые из них, проводимых автором проекта:
1."Ознакомление обучающихся с дидактическим проектом, его целями и задачами".
2."Знакомство с видами самостоятельной работы, повышающей качество освоения материала на занятиях" (выявление значимых и актуальных проблем из текста, осмысление информации, ее обобщение и краткая запись, умение выяснить непонятный вопрос, его уточнение).
3. "Улучшение техники конспектирования лекций: запись слов и словосочетаний; умение использовать карандаши, цветные ручки; умение графически выделить главное в конспекте".
4. "Познай себя сам" (тестирование, лекции).
5."Умей совершенствовать свои личностные качества".
6."Анализ качества самостоятельной работы".
7."Как работать с УМК".
8."Анализ самостоятельной работы на лекциях".
9."Виды самостоятельных работ и техника их выполнения" (задание на лето).
10.Конспектирование лекций.
11. Техника изучения учебной и научной литературы.

План мероприятий и занятий со студентами может учитывать опыт работы различных ОУ по организации самостоятельной работы.

Темы дидактического проекта варьировались по необходимости. Через каждые полгода проводился анализ проводимой работы: тестирование, сравнение плотности уроков и ознакомление результатов со студентами и родителями. Краткосрочные результаты реализации проекта приятно удивили: многие обучающиеся научились обобщать и систематизировать полученную информацию на лекциях, выработалась система прослушивания, осмысления темы, умение быстро и качественно конспектировать, учебный материал стал запоминаться проще, появилась уверенность, что студенты смогут применять полученные знания, навыки и умения на практике. Анализ результатов реализации проекта показал:
1. Повысилось качество обучаемости;
2. Студенты научились применять полученные знания, навыки и умения в процессе обучения и использовать их для самообразования в дальнейшем на занятиях, при подготовке к лекциям, семинарским и практическим занятиям дома;
3. Повысилось качество и скорость написания рефератов, контрольных, а в будущем, при написании дипломных работ. Важным моментом является и тот факт, что после окончания педагогического проекта можно продолжить реализацию расширенного дидактического проекта по новой теме.

Критерии эффективности реализации педагогического проекта: "Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках ОБЖ и БЖ учитывал соотнесение содержания с целями обучения, объективности контроля, соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить, дифференциацию оценочных средств. Преподаватель отслеживал эффективность проекта посредством проведение тестов на проверку качества знаний, ведение статистики и анализа, психологического тестирования на тему: "Познай самого себя", что позволяет критически оценить самоорганизацию обучающихся преподавателями и студентами, регулярного контроля за качеством выполнения практических работ (прослеживается динамика их выполнения), изменениями динамики эффективности ведения рабочих тетрадей. Контроль за эффективностью данного проекта вел автор проекта, преподаватель ОБЖ и БЖ.

Потребность страны в грамотных и образованных кадрах, способных принимать самостоятельные решения - велика. Для формирования яркого, думающего молодого поколения необходимо предпринимать смелые, часто нестандартные решения. Но используя богатейший педагогический опыт коллег из других ОУ, творческий подход в работе, мы обязательно достигнем высоких результатов.



Литература:
1. Познай себя и других. - Сост. Леонов. - М.; ИВЦ "Маркетинг", 1993г.

2. Психология личностного роста. - Битянова Н.Р.- М.; Международная педагогическая академия, 1995г.

3. Учимся быстро читать. - Андреев О.А., Хромов Л.И. - М.; Просвещение, 1991г.

4. Работа с книгой, рациональные приемы. - Гецов Г.Г.- М.; Книга, 1994г.

5. Учимся читать быстро и эффективно. - Акишина А.А., Шляхов В.И. - М.; Русский язык, 1991г.

6. Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы обучающихся. - Сост. Вощенкова Н.С. - Кондрово, 2013г.

7. Федеральный образовательный стандарт СПО.

8. Конспектировать быстро и информативно. Вестник высшей школы.1986 № 4

9. "Педагогика. Инновационная деятельность", - М., Просвещение, 2012 г.

10. Построение мощной нервной системы. - Поль. С. Брэгг. - Санкт-Петербург, 2012 г.

 

 



logo 1