logo 1

Внеаудиторная работа

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?


Квинтилиан

 

Нормативные требования к организации самостоятельной работы (СР) при реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения

С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы. В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося. Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности; Роль студента заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения. Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП НПО/СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. Задачи организации СР состоят в том, чтобы:

мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;
создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Анализ и обобщение современных практик организации СР свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.

 

Внеаудиторная работа преподавателя по сути начинается с первых дней проведения занятий. Сначала это ответы на вопросы, которые студенты задают на перерывах. Обычно они посвящены отдельным сторонам учебной деятельности. Иногда спрашивают о содержании учебной дисциплины, ее связи с другими дисциплинами, о значение для практики тех или других положений и т.п. На все эти вопросы преподаватель должен дать по возможности полные и глубокие ответы. Ни в коем случае нельзя отвечать общими словами, а тем более уклоняться от ответа, или обнаружить равнодушие к вопросам спрашивающих.

Приступая к изучению новой для него учебной дисциплины каждый обучающийся студент имеет о ней свое личное мнение, которое формируется под влиянием разнообразных факторов и может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Уже на первых занятиях возникает невольное желание убедиться в своих мыслях. В связи с этим важное значение в формировании взглядов на учебную дисциплину имеет вступительная лекция, на которой характеризуется содержание и место материала данной дисциплины в общей системе знаний. Задавая вопросы на перерывах студенты стремятся уточнить и глубже понять роль и место дисциплины. Преподаватель должен это хорошо сознавать, правдиво, глубоко и по сути отвечать на вопросы. От того, как поведет себя при этом преподаватель, зависит отношенияобучающихся как к учебной дисциплине, так и к самому преподавателю. Известно, что в значительной мере любовь или, наоборот, пренебрежение к учебной дисциплине определяет лицо педагога, который ее преподает. Большое значение здесь имеет педагогическое мастерство, которое в полной мере проявляется во время проведения занятий. Вместе с тем, важную роль играет и поведение преподавателя во внеучебное время. В первую очередь, даже самый факт неофициального общения педагога со студентами, оказывает на последних большое воспитательное влияние. Вместе с тем с этим нельзя забывать и о завоевание делового авторитета. Полные, правдивые, глубокие ответы на вопрос, заинтересованность в делах студентов и уважительное отношение к ним, любовь к материалу, который преподается– прямой путь к завоеванию первоначального авторитета.

В то же время, общение с обучающимися на перерывах – замечательное средство изучения их запросов и интересов. Можно полностью согласиться с мнением известного советского педагога А.П.Минакова, который отмечал, что в процессе бесед с студентами во время перерывов он узнает о них в много раз больше, чем при проведении занятий.

Очень часто во время перерывов задаются вопросы, не связанные непосредственно с учебной деятельностью – про внешнюю и внутреннюю политику, культуру и спорт, о достижение науки и техники и т.п. Умелые и грамотные ответы на такие вопросы существенным образом оказывают содействие повышению авторитета преподавателя. Конечно, такие ответы возможные лишь в том случае, когда преподаватель сам активно занимается самообразованием, следит за жизнью страны, имеет достаточно твердые убеждения.

С течением времени характер вопросов изменяется. Интересуются разнообразными деталями, способами доказательства тех или других положений, особенностями проведения экспериментов и т.п. Естественно, преподаватель должен давать на все эти вопросы глубокие и исчерпывающие ответы. Однако нужно постепенно, не обижая любознательности студентов, взять в свои руки инициативу проведения таких бесед. К этому нужно специально готовиться, продумать те вопросы, которые необходимо задать студентам, их возможную реакцию и, самым главным, четко определиться с целевым направлением своих вопросов. Поставленная при этом цель может быть разнообразной:

• выявления трудности в работе,
• воспитательное воздействие с целью усиления положительной мотивации обучения,
• критический анализ содержания задач, которые выносятся на групповые занятия,
• степень заинтересованности в изучении того или другого материала,
• самоконтроль своей деятельности,
• эффективность консультаций,
• которые проводятся и т.п.

Вопросы, которые задаются преподавателем, не должны относиться к конкретному обучающемуся, хотя бы в малой степени затрагивая его права и задевая интересы, носить характер контроля знаний. Одной из наиболее приемлемых форм выяснения вопросов, которые интересуют преподавателя, является условная форма обращения. Например: " Не считаете ли Вы, что материал, вынесенный на предыдущее групповое занятие, слишком простой и его следует усложнить?" После этого, если студенты считают, что материал можно было бы усложнить, можно задать вопроса о том, которой конкретно материал лучше бы вынести на занятие. Ответы на такие вопросы дадут богатый материал для размышлений преподавателя, позволят оперативно реагировать на вопросы студентов, учитывать уровень их подготовленности и благодаря этому поднять эффективность обучения.

Постепенно осознается тот факт, что внеаудиторная работа такая же составная часть деятельности преподавателя, как и проведения занятий по расписанию. Как только данный факт будет глубоко осознан, а это состоится рано или поздно, возникает ряд вопросов о роли и месте внеаудиторной работы, ее организации и планировании, методике проведения, о взаимном влиянии аудиторной и внеаудиторной работы и их соотношении.

На кафедре в обязательном порядке есть расписание проведения консультаций со студентами. В нем выделено специальное время для проведения внеаудиторной работы, то есть тот минимум, который отводится преподавателю для ее проведения. Это совсем не означает, что данными консультациями ограничивается внеаудиторная работа. Здесь и выдача задач на курсовые работы, и предварительное знакомство с лабораторными установками, и методический инструктаж перед проведением групповых занятий, и посещения собраний студентов, и индивидуальные и коллективные беседы и многое другое. Осознается тот факт, что внеаудиторная работа носит системный характер и, также, как другие работы, она должна быть соответствующим образом спланирована и организована.

Прежде всего, проводя внеаудиторную работу, преподаватель должен хорошо понимать, что именно здесь наиболее ярко проявляются его личные качества и особенности. Поэтому, нужно тщательно контролировать свое поведение, используя достоинства и не проявляя отрицательные черты своего характера. Важнейшим элементом внеаудиторной работы являются индивидуальные консультации, существо и особенности которых требуют отдельного рассмотрения.

Как уже отмечалась, внеаудиторная работа может быть как индивидуальной, так и проводиться с группой студентов: коллективные консультации, инструктажи и т.п. Перед каждым из таких мероприятий преподаватель должен четко определить их цель, которая должна быть достигнута эффективно и за минимальное время.

Коллективные консультации проводятся тогда, когда вопросы возникают одновременно у многих студентов и они обращаются с просьбой провести консультацию. Чаще всего такие консультации проводит ведущий преподаватель, тот, который читает лекции. Однако в некоторых случаях такие консультации могут проводить и рядовые преподаватели, которые проводят групповые и лабораторные занятия. Предварительно, к началу консультации, необходимо хорошо понять, что вызвало осложнение в освоении материала. Причины могут быть очень разные – от ошибок лектора и ошибок в учебных пособиях. Только выяснив причину возникших трудностей, преподаватель способен сжато, но с достаточной глубиной и детализацией дать ответы на поставленные вопросы. К сожалению, бывают случаи, когда, не понимая причин возникновения трудности при изучении материала, преподаватель на консультации тратит много времени на то, чтобы разъяснить уже известный студентам материал. Расходуется лишнее время, внимание и интерес аудитории падает, эффективность консультации снижается. Начинающему преподавателю при проведении коллективных консультаций необходимо иметь в виду, что он в определенной мере выполняет функцию лектора. Это накладывает на него большую ответственность, в особенности, когда такая консультация проводится им впервые. Поэтому полезно не только выявить причины, которые привели к необходимости проведения коллективной консультации, но и составить себе тезиса выступления. Это сделает консультацию более целенаправленной и результативной.

Иногда возникает необходимость проведения коллективных консультаций по инициативе преподавателя. Например, в случае, когда учебные группы в лекционном потоке сформированные неудачно и одна из них существенным образом отстает в освоении материала от другой, или деятельность обучающихся слабо мотивируется и они осваивают материал без желания. Прежде чем провести такую консультацию, нужно тщательно взвесить все ее положительные и отрицательные стороны и обязательно посоветоваться с ведущим преподавателем - лектором потока. Только после этого принять решение. Во всех случаях злоупотреблять такими консультациями нельзя, так как они в какой-либо мере сводятся к "муштровке", могут вызвать отрицательную реакцию студентов и, в конце концов, не вырабатывают в них активности в работе и инициативы. Принимая решение о проведение таких консультаций, нужно критически посмотреть на содержание и методику проведения плановых занятий.

Внеаудиторная работа преподавателя тесно связанная с непосредственным проведением занятий по расписанию и является их естественным продолжением и развитием. Важным компонентом здесь выступает самостоятельная работа студентов над учебным материалом. Преподаватель обязан умело организовать самостоятельную работу, контролировать ее качество в процессе проведения плановых занятий и активно помогать тем, кто отстает, в внеаудиторное время при самостоятельном освоении материала. Деятельность как преподавателя, так и обучающихся, при непосредственном проведении занятий является центральным компонентом процесса приобретения знаний и умений. На втором месте стоит самостоятельная работа по освоению учебного материала. Внеаудиторная работа преподавателя выступает как вспомогательный, обеспечивающий компонент этой триады. Вместе с тем не следует относиться к внеаудиторной работе, как к чему-то второстепенному и несущественному. Главная особенность работы этого вида состоит в высокой степени ее индивидуализации. Хорошо известно, что индивидуализация обучения – один из наиболее эффективных средств повышения его качества. Поэтому, пренебрегая внеаудиторной работой, преподаватель лишает себя мощных средств влияния на обучающихся.

Соотношение аудиторной и внеаудиторной работы должно быть хорошо сбалансировано с учетом особенностей материала, который изучается, уровня подготовки, степени мотивации студентов. Как правило, на первых курсах обучения внеаудиторной работе преподаватели уделяют очень много внимания. Их усилия направлены на повышение качества усвоения учебного материала, выработку умений и навыков самостоятельного освоения материала при изучении учебной литературы.

На старших курсах внеаудиторная работа приобретает другой характер. Больше внимания отводится глубокому усвоению не только программного материала, но и приобретению знаний, которые выходят за его пределы, развитию самостоятельного мышления, привитию навыков критического анализа, умению работать с научной литературой и т.п. Как пренебрежение, так и лишнее увлечение внеаудиторною работой одинаково вредно. Видно, единым критерием сбалансированности разнообразных видов деятельности преподавателя может быть мнение студентов, который высказывается в личных беседах, на собрании, в результате проведения анкетирования. Поэтому весьма важно, чтобы преподаватель систематически изучал пожелания и запросы обучающихся, анализировал их и делал для себя соответствующие выводы.

Наиболее оперативно преподаватель может действовать на основе индивидуальных бесед. Для того, чтобы их провести, не требуется много времени – можно эффективно использовать перерывы между занятиями, пригласить отдельных студентов к себе в преподавательскую, прийти на короткое время в аудиторию, где проводится самоподготовка.

Всегда нужно помнить, что внеаудиторное общение преподавателя со студентами, несет в себе большой воспитательный заряд, который определяется личными качествами преподавателя, выработанными на протяжении многих лет жизни. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Глубокое осознание этого факта преподавателем часто вызовет большие трудности. Преодолеть в себе отрицательные черты и развить положительные – задача не из простых. Тем не менее, если человек, назначенный на должность преподавателя, действительно решила стать высококвалифицированным педагогом, он должен самокритично посмотреть на себя со стороны и по возможности объективно оценить, какие же качества мешают ему стать высококлассным педагогом. К сожалению, имеются преподаватели, которые заканчивают свою педагогическую деятельность, так и не осознав своих недостатков, или осознав, но не найдя в себе сил изжить их.

Таким образом, по мере приобретения педагогического опыта преподаватель наглядно убеждается, что внеаудиторная работа - мощное средство индивидуализации и интенсификации обучения и, в особенности, воспитательного воздействия на обучающихся.







12 03

12 04

12 05

12 06

12 07

12 08

12 09

12 10

12 11

12 12

12 13







12 16



Буклет "Дети войны".


Фотогалерея

Обо всем понемногу:

 

 

 

 

 

 

 

 



logo 1